Хороший праздник – День России! Теплый июньский день, с ранним восходом и поздним закатом, отличный бонус к двум стандартным выходным, чтобы отправиться в лес и задержаться там хотя бы немного подольше. Таким удачным совпадением, конечно же, пользуются всевозможные организаторы различных офф-роудных соревнований, из-за чего спортивный календарь вокруг праздничной даты трещит по швам.
В этот раз для трофистов центрального региона, участвующих в официальных сериях соревнований, было как минимум два весомых повода вывести размять своих боевых коней. Формальная разница в один день и пару сотен километров по азимуту между «Триколором» и MadX Trophy, наверное, теоретически позволяла успеть к старту обоих мероприятий. Вот только не в качестве гонщика. Поэтому обе команды организаторов переживали по поводу предстоящего кворума, а столичные и подмосковные экипажи оказались перед нелёгким выбором пути между западом и востоком: Шаховская или Кольчугино? Впрочем, дело было не только в географии – так например, вопреки ей, на MadX Trophy, организованное Кольчугинским клубом 4х4 совместно с компанией 4х4Sport при финансовой поддержке «Комап Рус» - официального дистрибьютора лебёдок Comeup в России, приехало немало сильных спортсменов из Тверской области. Всего же в пяти зачётных категориях: ТР-0, ТР-1, ТР-2, «Абсолют» и «Грузовики» – набралось 42 спортивных машины.
Как вы гонку назовёте
От соревнования, названного в честь новой модели спортивных лебёдок фирмы Comeup и с ней же в качестве главного приза, можно было ожидать, что оно станет в прямом смысле гонкой лебёдок. Но это было бы слишком прямолинейно. К тому же местность дарила отличную возможность сделать трассу разнообразной и динамичной, что потребовало от участников проявить другие качества, свойственные Comeup MadX: быстроту в работе, способность сохранять темп под нагрузкой и высокую индифферентность к воде даже при полном погружении.
Давно выработанный песчаный карьер возле села Алексино кольчугинские джиперы используют уже не первый год. Место это по-своему уникальное. Во-первых, здесь встречается невероятное обилие самых разных среднерусских грунтов и всевозможных офф-роудных препятствий, начиная от топких плывунов и заканчивая головокружительным рельефом. Есть глубокие ямы с водой, сыпучие подъёмы, глиняные ванны, болото и целебные грязи нескольких оттенков. Есть бездонные колеи и пугающие уклоны, есть узкие гребни и глубокие амфитеатры. А во-вторых, самое главное, плотность всего этого разнообразия на местности настолько высока, что тут можно несколько сезонов подряд накручивать спортивные трассы любой протяжённости и сложности, ни разу не повторившись. Как результат, многие из гонщиков, выходивших на старт со словами «Да мы тут в прошлом году... Да мы сейчас здесь...», открывали в гоночном коридоре для себя много нового и удивительного.
К тому же отдельные участки старого рукотворного рельефа были заново доработаны экскаватором специально к нынешней гонке, а затяжная сырая весна здорово подняла общую влажность грунта и уровень воды в котлованах. Из-за этого даже пришлось сокращать протяжённость трассы. Сначала запланированный шестикилометровый круг уменьшился вполовину, а затем из него выбросили ещё два «пруда», после того, как их глубина так и не упала хотя бы до полутора метров, несмотря на непрерывную работу промышленной мотопомпы в течение несколько дней.
К превращению заброшенного карьера в спортивный объект организаторы подошли творчески и ответственно, заручившись поддержкой дружественной фирмы АСН, занимающейся сдачей в аренду разнообразной строительной и инженерной техники. Даже размытую в паводок подъездную дорогу восстановили, чтобы зрители на легковушках могли добраться практически до лагеря соревнований. Тот же бульдозер, что делал дорогу, затем дежурил в качестве тяжёлого эвакуатора, одновременно работая якорем и фанатской трибуной на одной из зрелищных точек. А лёгким разъездным болотоходом для спасателей и прессы служил гусеничный тягач ГТС. И это не считая разнокалиберных полноприводных грузовиков, среди которых оказался даже тяжёлый четырёхосный армейский МАЗ-537, полуприцеп которого, изначально предназначенный для перевозки танков, переквалифицировался на время соревнований в главную сцену мероприятия.
Две трассы на пять зачётов
Надо сказать, от сокращения дистанции трасса только выиграла. По крайней мере, для зрителей, которых на MadХ Trophy собралось столько, что гонку можно смело считать одним из главных спортивных событий года в Кольчугинском районе. А то и во всей Владимирской области. Я редко встречал на трофи столько болельщиков, как в этот раз. Даже на известных многодневных гонках зрительская аудитория собирается большей частью из групп поддержки отдельных экипажей. Тут же посмотреть, помахать флагами и с удовольствием провести погожий выходной день собралась едва ли не вся жизненно-активная часть населения райцентра и его окрестностей. Самые нетерпеливые приезжали на место будущих соревнований ещё за пару дней до старта, делали селфи на фоне будущих мест спортивной баталии и интересовались у взмыленных оргов, точно ли всё состоится в назначенное время. В общем, не зря кольчугинские трофисты развешивали по всему городу афиши. Тем более, что сама идея кольцевого трофи подразумевает, что соревнование будет интересным не только для участников, но и для зрителей. Такой формат делает гонку наглядной, привлекая к ней болельщиков, спонсоров, региональную прессу и поддержку местных властей. И в результате гонка становится культурно-массовым событием, которое происходит буквально на глазах, а не растворяется где-то в зелёном пространстве.
Строго говоря, трасс на MadX Trophy было две: большой трёхкилометровый круг – для Тр-1, Тр-2 и класса «Абсолют», малый полуторакилометровый – для Тр-0 и грузовиков. Из соображений безопасности и навигационной простоты, оба круга нигде не пересекались и соприкасались лишь на коротком отрезке в районе старта-финиша. Гонка шла одновременно на обеих трассах. При этом борьба на малом круге для безлебёдочных категорий ничуть не уступала по остроте, драматизму и зрелищности тому, что творилось на большом.
Сколько раз на кольцевых трофи бывало, что за отведённое время спортсмены успевали пройти только один круг, да и тот давался не всем. Из-за чрезмерной сложности и протяжённости кольцевая трасса теряла свой смысл, а зрители на дальних от старта точках оставались без сладкого. Другая крайность – превратить трофи в банальные кольцевые гонки по плохим дорогам на медленных машинах. В этот раз, обходя трассу накануне старта в поисках самых красивых мест, я опасался развития событий по первому сценарию. Особенно в утреннем заезде, когда обе трассы распечатывали младшие классы.
Утро двоичного кода
На маршруте Тр-0, собранном большей частью из твёрдых и крутых грунтовых спусков, подъёмов и поворотов, больше всего вопросов вызывала заболоченная пойма реки Пекши. Она гостеприимно распахнула свои чавкающие просторы навстречу практически стандартным городским машинам, составившим основу этого класса. Правда, топкий участок цеплял лишь край прибрежного болота, а ширина коридора позволяла свободно выбирать траекторию. Так что уже первый круг показал, что на деле не всё так страшно, особенно если не стесняться нажимать на газ. Некоторые экипажи, которым не хватило мастерства, опыта или везения, конечно же живописно расселись тут и там, зато их более удачливые соперники стали уверенно штамповать круг за кругом, постепенно улучшая собственное время. Тем временем первые проявляли чудеса упорства, трудолюбия и смекалки, вызволяя свою технику.
Круг за кругом болотный участок становился сложнее: в одних местах накатали глубокие колеи, в других перекрыли хорошие траектории, неудачно застряв или же попытавшись не вовремя обогнать и тоже застряв. Скорости лидеров стали снижаться, стало больше ошибок, зато в борьбу вернулись многие засевшие на первых кругах. Некоторых начала подводить техника, не выдерживающая темпа гонки. Опытнейшего Бориса Павлова из числа претендентов на победу выбила и вовсе досадная неприятность: грязь настолько забила радиатор его классического трёхдверного Range Rover, что двигатель закипел. Пришлось остужать – и досрочно финишировать после десятого круга, чтобы не прикончить раритетный британский V8. А победители зачёта Тр-1 Николай Борисов и Александр Розов из подмосковного Электрогорска накатали за 2,5 часа на своём ТагАЗе целых 25 кругов.
Параллельно в том же болоте, только с обратной стороны кустов, разворачивалась во всей красе битва Тр-1, самого многочисленного класса в этой гонке. Их маршрут был не только длиннее, но и намного сложнее: к ним заболоченная пойма повернулось своей самой лучшей, широкой и глубокой стороной. Предполагалось, что начало болота будет первым серьёзным испытанием для Тр-1, но сходы начались даже раньше: неудачный прыжок на кочке – и Mitsubishi Pajero I встал якорем на берегу, лишенный полного привода. Зато он был с лебёдкой, к радости тех соперников, что смогли проехать немногим дальше. И его экипаж через некоторое время активно подключился к их эвакуации из топей, когда стало ясно, что не все Тр-1 одинаково хороши в болоте.
Впрочем трясина остановила не всех. Несколько машин этого класса благодаря упорству своих экипажей смогли её преодолеть и выйти на спасительную сушу. Вот только и там им отдохнуть не пришлось. Маршрут выводил к затяжной извилистой цепочке громадных затопленных ям, где когда-то копали песок, а теперь удобно расположилась основная масса зрителей. Они стояли и сидели на вершинах искусственного ландшафта, а у самых их ног раскинулась эпическая панорама битвы разума со здравым смыслом. Ну кто ещё кроме отчаянных спортсменов Тр-1 полезет в эти хляби даже на 33-х колёсах, когда вокруг полным-полно проезжих дорожек?! Было глубоко, топко, спортсмены ломились, машины ломались... Неудивительно, что в Тр-1 был самый высокий процент сходов на гонке. Почти две трети стартовавших так и не закончили даже одного круга.
Но кто бы что ни говорил о непроходимости трассы для Тр-1, в этом заезде развернулась невероятно острая и скоростная борьба за первое место. Пока спортивная массовка живописно принимала грязевые ванны на радость зрителям, нацеленные только на победу экипажи Андрея Ежова из Твери на Suzuki Jimny и Сергея Конина из Нижнего Новгорода на УАЗе зашли на второй круг, а вслед за ним – на третий. Разрыв между претендентами на «золото» был минимален. И если вначале конкуренцию им ещё очень активно составлял чёрно-белый уазик Михаила Молчанова, то затем он выбыл из гонки по техническим причинам. Впрочем ему хватило скорости прохождения всего одного круга, чтобы принести экипажу «бронзу». А лидеры, оторвавшись от всех на два круга, до последних минут зачётного времени держали всех в напряжении: Тверь или Нижний? Судьба «золота» решилась в гигантской финишной ванне с грязью, где тверичи Андрей Ежов и Евгений Сабуров оказались на несколько секунд техничнее и быстрее оппонентов. В это время район соревнований накрыл июньский ливень: небесная канцелярия начала подготовку трассы для «большого» спорта.
Абсолютная разница
Едва пришло время старта для Тр-2, как дождь выключили. По команде судьи машины весело и кучно помчали по подмокшей глине – и едва не устроили кучу-малу на первой же крутой волне рельефа. Один из уазиков, выскочив на гребень, спрыгнул в ров, но, карабкаясь на следующий подъём, порвал задний мост и скатился обратно. В него тут же упёрлись мчавшиеся следом, и лишь каким-то чудом неприятная встреча не состоялась. А пока экипаж повреждённой машины пытался выбраться из ямы, судьи уже дали старт зачёту «Абсолют» по той же самой трассе. Они пошли ещё кучнее и чуть было не смели неожиданную помеху! К счастью, пилотам хватило молниеносной реакции и мастерства, чтобы разойтись бортами с недвижимостью в считанных миллиметрах.
Вскоре гонка добралась до болота и прошла его намного увереннее, чем Тр-1 утром. А затем так же лихо проскакала по рвам и котлованам. Трасса ничуть не изменилась, но садиться на ней стали реже, а многие казавшиеся сложными препятствия сдавались без лебёдок. Правда, некоторые гонщики, особенно поначалу, ошибались в выборе траектории, в других местах шансы обойтись без размотки троса были объективно ничтожны даже у прототипов. Но всё равно скорость на маршруте заметно поднялась.
В дальней лесной части круга, куда добирались лишь самые целеустремлённые зрители, было немало интересных мест. Среди них – глубокий грунтовый амфитеатр, в который, по задумке авторов маршрута, надо было аккуратно спуститься, лавируя между деревьями, ради дальнейшего подъёма на лебёдке. И, видимо, чтобы добавить спортсменам остроты ощущений, лента по его верхнему краю была протянута так, что ещё оставалась одна единственная узкая и скользкая возможность аккуратно прокрасться своим ходом вдоль начинающегося склона с ощутимым креном на правый борт. Правда, она гарантировала уши в случае ошибки. Так вот, в разгар битвы титанов эти самые «титаны» уже уверенно пролетали амфитеатр по верхней кромке, не сбавляя хода.
Выхватывая быстрым взглядом облепленные грязью спортивные машины из круговерти борьбы, порой было не ясно, соревнуются они в Тр-2 или же в «Абсолюте». Но всё же чаще всего на глаза попадались два представителя самого подготовленного класса: ни на что не похожий чёрный «Котопёс» под управлением сразу двух весёлых бородатых леших в касках, и рубленная рифлёная котлета с красными крыльями и жёлтыми трубами, дающая смутное представление о пропорциях классического уазика. И действительно, самая острая борьба развернулась между ними. Смоленский экипаж Олег Разуваев – Сергей Емельяненков стартовал, пожалуй, на самом технически совершенном спортивном автомобиле в этой гонке.
Но это совершенно не смутило Романа Черентаева и Дениса Лусикова из Мурома, отправившихся за ними в погоню на радикально порезанном уазике. Круг за кругом два прототипа не сбавляли темпа и иногда меняясь лидерством, если удавалось поймать конкурентов на какой-нибудь нерасторопности при работе с лебёдкой. Так продолжалось семь кругов! Помешать им попасть на пьедестал в этот день не мог никто из одноклассников. Вот только в каком порядке? Опять всё решила последняя ванна! Снова были нервы, досадные оплошности, сжатая в кулак воля, выжатые до предела силы и как итог – финиш с разницей в секунды. Смоляне оказались быстрее. Зрители аплодировали!
В Тр-2 на этой же самой трассе борьба была хоть и острой, но не такой драматичной. Белый Jeep Wrangler москвичей Ивана Лозина и Алексея Поправки с каждым пройденным километром неспешно, но уверенно и всё дальше отрывался от соперников, которым оставалось только сражаться за оставшиеся нижние ступени пьедестала. Но что удивило, так это результаты тройки лидеров Тр-2 на фоне «Абсолюта»: они все уместились между их «серебром» и «бронзой»!
Скачки тяжеловозов
В этом году участие грузовиков в кольцевых трофи уже становится хорошим тоном. И отличным десертом для зрителей. Организаторы MadX Trophy запустили их на короткую трассу Тр-0, не предполагающую использование лебёдок. И правильно сделали: огромным трёхосным машинам было бы очень тесно на большом кольце, богатом на крутые перегибы рельефа и острые повороты. Тем более, что большинство спортивных болидов этого класса оказалось в обычной жизни простыми трудягами: самосвал, манипулятор, автовышка... Был даже отставной БРДМ! И только специально подготовленный к трофи грузовой автомобиль нашёлся всего один – построенный александровскими умельцами зелёный фургон с кабиной от ЗИЛ-157, дизелем и огромными колёсами. Под управлением Юрия Сочнёнкова и Руслана Дадашева.
Он был очень эффктен на трассе – и выиграл гонку тяжеловесов, что называется, в одни ворота. Но привлекал внимание на грузовой трассе не только он. Остальные участники тоже стартовали очень резво, громыхая кузовами и стрелами, распугивая на пытавших высунуться за ленточки зрителей и поднимая фонтаны грязи из луж. Но скоро включилось в игру коварное болото – и тяжёлая техника начала рассаживаться практически в тех же самых местах, где утром торчали легковушки. На удивление, могучие трёхосники вязли в «детских» колеях, постепенно их углубляя под свой размер. Наверняка дело было в перекачанных шинах, но выглядело это со стороны очень неожиданно. Особенно в глазах тех, кто утром тут сбивался со счёта кругов, которые наматывали лидеры «нулей». Застрявшие грузовики ревели моторами, копали траншеи в иле и собирали из него причудливые фигуры на своих колёсах.
Немногие сохранившие способность движению в это время проносились мимо, чтобы поскорее выбраться на берег, пройти возвышенный участок с рельефом и вернуться в болото на следующем кругу вновь. А вскоре лидеры заезда, уверенно утвердив за собой предстоящую победу, включились в помощь своим менее удачливым товарищам. Вот только модифицированный «гоночный ЗИЛ» оказался сильным, но лёгким. В перетягивании лебёдочного каната он то и дело волоком приезжал к сидельцам. Но всё же, как в своё время труд сделал из обезьяны человека, так и сейчас он помог обрести вернуться на ход нескольким крупным объектам недвижимости у реки ещё до истечения зачётного времени.
Награждение на прицепе МАЗа-танковоза было искренне-весёлым. Что было особенно приятно, обошлось без протестов и все просто радовались друг за друга, независимо от занятых мест. Разумеется, призёры уходили со сцены тяжело нагруженные разными полезностями от спонсоров: стропами Kenny Master и банками масел Ravenol, компрессорами Беркут и мини-мойками SmartWasher, походными кухнями O-Grill и внедорожными аксессуарами от 4x4Sport. Но всех собравшихся больше всего интересовала судьба главного приза: новенькой гоночной лебёдки Comeup MadX, которая всё время соревнований принимала ванну на дне аквариума, демонстрируя всем свою степень гидроизоляции и скорость работы.
Судьба главного приза
Многие задавались вопросом: как будет разыгран главный приз MadX Trophy – новая спортивная лебёдка Comeup MadX? Были самые разные предположения, но организаторы рассудили так. Во-первых, пусть лебёдка достанется достойному, во-вторых, тому, кому она действительно нужна, а в-третьих, розыгрыш должен быть максимально честным. А значит – лотерея! Среди победителей легковых лебёдочных зачётов.
И, чтобы двум другим обладателям золотых медалей не было досадно, для них магазин 4x4Sport тоже приготовил очень достойные призы: мощную светодиодную балку Starled и сертификат на шины Maxxis на сумму 50 000 рублей. Название каждого приза было написано на отдельной бумажке, внешне совершенно одинаковой с другими.
Лотерея прошла в два этапа: сначала разыграли порядок вытягивания записок из фирменной бейсболки, а затем начали тянуть. Получившие право попытать счастья первыми победители «Абсолюта» Олег Разуваев и Сергей Емельяненков из Смоленска при помощи своего подрастающего поколения вытянули светодиодную балку.
Вторыми тянули Андрей Ежов и Евгений Сабуров из Твери, победившие в ТР-1. Вытянули шины.
И, наконец, оставшаяся в бейсболке бумажка по остаточному принципу попала в руки москвичей Ивана Лозина и Алексея Поправки. Как и ожидалось, на ней было написано Лебёдка Comeup MadX!
Текст: Евгений Константинов
Фото: Андрей Лобанов, Евгений Константинов
Орининал: http://www.4x4sport.ru/MadX_Trophy/